Табак и сигары под звездой Давида
Имя первооткрывателя Америки Христофора Колумба известно каждому. С другой стороны, не всем известно, почему его так не любят, например, в Венесуэле? Как случилось, что Колумб стал героем для одних и дьяволом во плоти для других? Если с геройством все понятно, то в чем вина этого человека? Повинно ли в этом недоказанное еврейское происхождение Колумба? Или единственная вина Колумба в том, что он привез табак в Европу? В Европе, где власти и бизнес в течение многих десятилетий и веков насаждали курение среди собственного населения, с не столь давних пор принято считать, что табак – враг №1, а познакомили европейцев с табаком евреи.
Этот извечный еврейский вопрос! В чем только не обвиняли евреев за два с лишним тысячелетия! Обвинения переходили в угрозы, а угрозы приводились в действие. Так было много раз. Каждый раз общественное мнение в силу разных причин и убеждений отводило место для подсудимых в извечном как мир противостоянии - этой рассеянной по миру нации. Хочу сразу оговориться, что лично я далек от всяческих проявлений шовинизма. Для меня вопрос стоит, пожалуй, по-другому: так есть ли «дым»? И где тот «огонь», без которого нет «дыма»?
Хотелось бы взглянуть на эту борьбу «единства и противоположностей», нет, не с точки зрения очередного – изма!!! Давайте посмотрим на имеющиеся исторические факты отстраненно, с точки зрения потомков. Попробуем разобраться, в чем же обвиняют евреев в табачном вопросе? Итак, начнем по порядку…
Знакомство европейцев с табаком произошло после известных экспедиций Колумба к берегам «загадочной Вест-Индии» в 1492 году. Однако история жизни Колумба до сих пор полна неясных догадок и таит множество тайн.
Существует несколько версий о происхождении Кристобаля Колона, такое имя он получил при рождении. Европейские историки до сих пор не могут сойтись во мнении, какую страну считать Родиной Колумба и каждая страна, в которой когда-то проживал Колумб, считает его своим уроженцем. Итальянские историки утверждают, что он родился на Корсике, входившей тогда в состав Генуэзской республики, в семье местного ткача. Так записано в итальянской энциклопедии, этот факт обозначен в учебниках истории для школьников и студентов. Тем не менее, с этим не совсем согласны испанские и португальские историки.
Самая распространенная испанская версия - отцом Колумба был принц Де Виану. Согласно этой версии Колумб, как внебрачный сын испанского принца, чтобы скрыть свое происхождение, вынужден был выдавать себя за простолюдина.
Кроме этого, имеется еще одна испанская версия о происхождении Колумба, поддержанная американскими историками. Согласно ей Колумб был уроженцем острова Мальорка. Он скрывал сей факт своей биографии, поскольку в молодости был капитаном корсарского судна. Видимо были на то причины. Корсары Мальорки в те давние времена воевали против короля Арагона, отца будущего основателя Испании Фердинанда.
На Мальорке проживала большая диаспора крипто-иудеев – евреев, которые внешне исповедовали христианство. Их потомки проживают на острове до сих пор. Это послужило основанием считать Колумба евреем по происхождению. Продолжая приводить исторические доводы в пользу этой версии, испанские историки обращают внимание на тот факт, что в своих записях Колумб никогда не использовал итальянский язык. Проводились графологические экспертизы, стилистический анализ почерка Колумба. Результаты этих новейших исследований говорят о том, что Колумб был весьма образованным человеком, а не простолюдином-гением, который по «ошибке открыл Новый Свет».
Их португальские коллеги считают, что Колумб был крещеным евреем, т.к. он занимался картографией и каллиграфией – профессиями, занятия которыми были прерогативой исключительно евреев в те годы.
В команде эскадры Колумба были люди разных национальностей. Личный переводчик Колумба - Луис де Торрес был евреем. Луис де Торрес был хорошо образован. Выиграв «тендер» и победив в «конкурсе талантов» он был нанят Колумбом за его обширные лингвистические знания европейских и неевропейских языков, среди которых был и арамейский язык, на котором некогда говорил Христос. Когда 6 ноября 1492 года Колумб обнаружил остров Кубу, именно Луис де Торрес сообщил Колумбу, что «местные индейцы пьют дым». Во время своей экспедиции Колумб вел дневник, куда записывал все происходящее. Также описание событий вел священник команды Бартоломео де Лас Касас. Однако его записи с указанием на национальную принадлежность Луиса де Торреса не публиковались до 1825 года. Лишь через триста лет была напечатана книга Лас Касаса «История Индий». И в ней Лас Касас поведал, что еврей де Торрес привез с собой листья табака в Испанию.
Затем первый курильщик Европы – Родриго де Херес продемонстрировал свое умение курить прилюдно, за что поплатился свободой на четыре года. Сторона обвинения – Святая Инквизиция – за такие проступки еще не знала как наказывать, поэтому ограничились – изгнанием Дьявола в одиночной камере местной тюрьмы в течение четырех лет при усердной молитве и посте. А табачок в итоге понравился многим! И к началу XVI века испанцы, французы, британцы, затем немцы и голландцы стали активно «пить дым». Курение стало массовым. Но встречено оно, однако, было по-разному.
В средневековом еврейском обществе отношение к табаку было более чем лояльным. Раввины обсуждали вопросы не морали по поводу курения, а регламентирующие моменты курения среди своей паствы. Внутренняя жизнь еврейской общины, все аспекты ее повседневного существования регулировались на основании Талмуда - основной книги религиозных законов иудеев. В Талмуд входили Мишна (собственно текст) и Гемара (комментарии). Важным источником религиозно-юридического авторитета для евреев была т.н. Галаха, относившаяся к нормативной части иудаизма, — именно она определяла принципы социальной жизни еврейских общин. Все эти источники религиозного авторитета были предметом дискуссий и различных толкований еврейских талмудистов. Изучение Талмуда было не только подчинено потребностям повседневной жизни евреев, но и связано с их культурной самоидентификацией.
Так евреям запрещалось курить в Саббат, в священный иудейский день, Йом Киппур, а также требовалось получать особое благословение на курение в другие дни. Эти вопросы стали предметом теологических споров среди раввинов. Так в XVII веке еврейский теолог и богослов раввин Хаим Бенвенисте (1603-1673) в трактате «Keneset ha-Gedolah» обращал внимание на получение специального благословения на курение. А другой не менее просвещенный раввин Абрахам Гомбинер (1635 – 1683) в своем трактате «Magen Abraham» говорил о запрете на курение во время молитв.
Абрахам Гомбинер также рассуждал о том, что освящать дым не представляется возможным из-за его рассеивающегося и не материального свойства («Magen Abraham» Shulḥan 'Aruk, Oraḥ Ḥayyim, 210, 9). Бенвенисте был категоричным противником курения в Девятый День Ab и ссылался на преподобного Джозефа Эскапа, который был солидарен с ним по поводу запрета на курение в священные для евреев дни. Чтобы разобраться с бытовавшими в то время настроениями в средневековом европейском обществе, необходимо взглянуть на исторический фон тех событий.
Несколько слов об истории европейских евреев. Еврейские диаспоры в странах Западной Европы, исповедовавшие иудаизм, составляли многочисленный слой иноверцев, изолированно живших внутри средневекового христианского общества. Растущая на протяжении средневековья религиозная нетерпимость и экономическая конкуренция привели в XV—XVI вв. к почти повсеместному изгнанию евреев из Западной Европы и их дальнейшей миграции на восток.
Окончательное формирование правового статуса евреев связано с завершением в Х-ХI вв. процесса христианизации и становлением теологических концепций. Тогда же обозначились и основные черты установок средневекового общества и церкви относительно евреев. «Чужие» в средневековом обществе определялись, прежде всего, по конфессиональному признаку. К ним относились схизматики, еретики и, прежде всего, иноверцы - религия, культура и образ жизни которых вызывали неприятие. Если иноверцы-мусульмане жили за пределами христианских государств и были внешними врагами, то евреи населяли католические государства и рассматривались как своего рода внутренние враги.
Еврейские общины жили изолированно от христиан и были подчинены особому праву, находясь в зависимости от правителей, традиционных защитников иностранцев и торговцев. Это подчинение рассматривалось как своеобразное продолжение существовавшей ранее зависимости евреев от римского императора, в знак которой они уплачивали символический налог. Постоянное обращение евреев за помощью к монархам, особенно во время крестовых походов, период наиболее интенсивных еврейских погромов, способствовало закреплению этой концепции.
В средневековом праве евреи считались «сервами короля» (servi camerae Regis) а, начиная с XIII в. они стали рассматриваться как «собственность» местных правителей. Оказывая евреям поддержку, христианские монархи взамен облагали их произвольными налогами. Поступления от налогов с евреев составляли весьма значительную часть фискальных доходов средневекового государства. Короли и сеньоры, кроме того, часто обращались к богатым евреям за денежными ссудами. Правителям нужны были деньги евреев, а евреям необходим был покровитель и защитник, как для обустройства еврейских общин на новых местах поселения, так и для осуществления экономической деятельности.
В силу особого правового статуса евреев как иноверцев их экономическая деятельность была ограничена. В раннее средневековье евреи имели возможность заниматься преимущественно дальней торговлей; в некоторых регионах Южной Европы (Южная Франция, Италия, Испания) они допускались и в ремесленные гильдии. Но в целом, в христианском обществе иноверцы вытеснялись из сферы ремесла и торговли; также и организация аграрного общества на феодальной основе не допускала их в свою структуру.
В этих условиях наиболее приемлемой для них деятельностью оказалась финансово-банковская и ростовщическая. Церковные запреты христианам заниматься ростовщичеством не распространялись на иноверцев, и для евреев эта сфера деятельности была открыта. Феодальные сеньоры и монархи часто пользовались их услугами. Несмотря на запреты, ссудной деятельностью занимались и христиане, но уже в XIII в. именно евреи воспринимались как главные и единственные ростовщики. В этом качестве они систематически становились объектом нападок в христианских проповедях.
Объективный фактор экономической жизни, преломляясь сквозь призму конфессиональных предрассудков, давал основания для преследований евреев. Уже в XIII в. имеет место моральное отождествление «еврея» как «ростовщика», делавшее евреев ответственными за появление ростовщичества и служившее поводом для обострения религиозной розни и погромов. Христианские монархи издавали суровые указы относительно евреев-ростовщиков. Церковь отстаивала представление, согласно которому ростовщик, торговавший временем — божьим даром, — совершал смертный грех и заслуживал вечного проклятья. Так сама экономическая деятельность евреев усугубляла их изоляцию в христианском обществе.
Специфика статуса евреев в средневековом обществе предопределила и их изолированный образ жизни. Церковь выступала против общения между евреями и христианами. Совместная жизнь, трапезы запрещались или ограничивались. Действовал запрет евреям содержать христиан в качестве прислуги, проповедовать иудаизм. При этом отчуждение было взаимным.
Согласно Талмуду, правоверным евреям необходимо строго соблюдать предписания относительно контактов с гоями (так в еврейской традиции назывались не исповедующие иудаизм). Евреи поселялись в особых кварталах (т.н. Judengasse, vicus Judaeorum). Не только религиозная еврейская традиция, но и власти христианских стран предписывали автономное еврейское поселение. Впоследствии еврейский квартал в городе стали называть «гетто». Сам термин появился после того, как один из кварталов Венеции, Гетто, был в 1516 г. окружен стеной и объявлен единственной частью города, в которой разрешалось селиться евреям. Гетто появились во многих европейских городах - Франкфурте, Праге и др.
Экономическая деятельность еврейских общин помимо ростовщичества включала в себя торговлю. В сфере интересов еврейских торговцев были «колониальные товары» и экзотические продукты: табак, кофе, специи, сахар, какао, миткаль или набивной ситец. В книге «Евреи и курение» Сандлер Гилман приводит документальный факт о принадлежности к торговле табаком еврейских купцов. В датском городе Гронинге в 1683 году была основана первая еврейская гильдия торговцев табаком. Они монопольно поставляли табачные изделия по всем странам на севере и востоке Европы.
За весьма непродолжительный период времени торговля экзотическими товарами ассоциировалась в сознании обывателей с еврейскими купцами. Вскоре еврейские переселенцы в Новый Свет были вовлечены в процессы выращивания, изготовления табачных изделий и, безусловно, в прибыльную торговлю на главном рынке – Европе.
Но не везде еврейские купцы занимались табаком. В Амстердаме и Гамбурге они были заняты в горнодобывающей промышленности, банковской сфере. К XIX веку центрами европейской торговли табаком вскоре становятся немецкие земли Баден, Пруссия и Ринеланд. Здесь сосредоточены основные табачные производства Европы. Например, в городе Манхейм 40 % всей табачной торговли находилось во владении 4 % жителей, естественно, евреев по национальности.
Во времена империи Габсбургов к концу XVIII века 90 % ритейл-бизнеса табачных изделий принадлежали еврейским компаниям. Диего д’Агилар, еврей-сефард (ивр. Сефард – еврейское название Испании), с 1743 по 1748 год удерживал монопольное право на торговлю табаком в Австрии. Уже в 1778 году еврей-сефард Израэль Хёниг учредил Австрийскую Государственную Табачную Монополию.
В России в городке Нежин Черниговского уезда в XVII веке было самое крупное табачное производство. Нежин в 1648 году был отбит у поляков казаками, с тех пор там селились евреи, чей род занятий был неизменным: ростовщичество и табачный бизнес. В 1867 году в Нежине проживало 45 204 человека, половину населения составляли евреи. 20 июля 1881 года в Нежине произошли массовые антиеврейские погромы. Вызванные для наведения порядка войска с трудом остановили массовые беспорядки. Более половины строений в городе были частично разрушены и сожжены. По данным переписи населения 1897 года в Нежине проживало 32108 человек, из них евреев – 10859 человек. В XIX веке нежинские табачные мануфактуры выпускали лучшие ручные российские сигары и трубочные табаки. Кстати, отец Зино Давыдова начинал свой табачный бизнес именно в Нежине.
В середине XIX века в Кишиневе, столице Бесарабии, входящей в Российскую Империю, было сосредоточено второе из крупнейших табачных производств юга России. Большинство сигарных и сигаретных фабрик принадлежало евреям. В 1904 году в Кишиневе проживало 147 962 человека, из них евреев – около 50 000. Кишиневские евреи владеют крупнейшими коммерческими банками Бесарабии, контролируют табачный бизнес и экспорт зерна и практически монопольно контролируют все торговые операции с Одессой и Австрией. В табачном бизнесе занято 115 семей. 63 семьи занимаются производством табака, 35 семей владеют табачными лавками, сушильными и ферментационными сараями, сигарными и сигаретными фабриками, остальные 17 семей – нанятые работники. На сигарных фабриках работает 598 человек, преимущественно мужчины. На большинстве фабрик - 20-30 работников, несколько более крупных - от 60 человек. В сигарном бизнесе также частично заняты женщины и дети.
Основным поставщиком местного сырья для сигарных и сигаретных фабрик было местечко Дубоссары в 40 км от Кишинева. В 1897 году в Дубоссарах проживало 13 276 человек, из них более 5 000 - евреи. 95 % еврейских семей заняты в производстве табака для табачных фабрик.
В середине XVII века евреи стали эмигрировать в Америку, где они открывали привычный бизнес. Начиная с XVII века, евреи-ашкенази стали прибывать и на Кубу. Традиционный бизнес – производство и продажа табака. В начале XVIII века в Америке была широко известна компания Asher & Solomon, специализировавшаяся на производстве и эксклюзивной продаже нюхательного табака. В конце XIX века компания Keeney Brothers, владельцами которой были европейские иммигранты-евреи, выпускала самые продаваемые в США сигариллы Sweet Caporal. В производстве была занята целая еврейская диаспора – более 2000 работников. Первый профсоюз сигарных производителей США в 1867 году организовал еврей по происхождению Самуэль Гомперс.
В XIX веке среди людей других национальностей евреи слыли завзятыми курильщиками. Талмудические споры раввинов наконец вылились в утверждение регламента потребления табака благочестивыми евреями. Правда, в каждой отдельной стране были свои особенности. Так заядлые курильщики евреи Турции в священные дни вопреки Закону посещали турецкие курильни, где они курили наргиле (кальян), потому как про курение наргиле в Гемаре и Галахе (толкования Талмуда) не было сказано ничего. А в Одессе в священные для евреев дни заядлым курильщикам не приходилось даже прятаться, поскольку в те дни они курили сигары, о которых тоже не было ничего сказано в толкованиях (Рафаэль Коган, «Ḥuṭ ha-Meshullash», Одесса, 1874),.
Распространение курения среди евреев повлияло на общий имидж нации. В России, например, евреи предпочитали нюхать табак и курить папиросы, реже сигары. Кстати, производство папирос и сигарет во многих случаях было еврейским бизнесом, и патенты на оборудование для производства сигарет и папирос были также в руках евреев.
В конце XIX века в европейской и русской периодике начинают появляться изображения-шаржи на курящих евреев. Изображения публиковались во многих случаях с нескрываемым антисемитстким налетом. В медицинских докладах появляется термин - «перемежающаяся хромота». Это заболевание впервые было описано французским неврологом Жаном Мартином Шарко в 1858 году по результатам его наблюдений за курильщиками. В 1901 году варшавский невролог Хигер опубликовывает доклад - «Перемежающаяся хромота среди евреев». Там он делает выводы по результатам наблюдений за двадцатью тремя пациентами еврейской национальности. В докладе, кроме собственно медицинских аспектов, явно прослеживаются расистские и антисемитские высказывания.
После публикации Хигера в медицинском журнале местные газеты начинают тиражировать образ «среднестатистического» еврея – старого хромого сгорбленного человека с темным цветом лица и редкими зубами, курящего сигару или папиросу. Конечно, не все польские врачи были антисемитами. Так оппонентом Хигеру выступил выдающийся европейский невролог Самуэль Голдфлэм, указав коллеге на ненаучную и неподобающую трактовку результатов. К мнению Голдфлэма присоединился другой известный невролог Тоби Кон, который также подверг резкой критике «работу» Хигера.
В Восточной Европе, в частности в Польше, было сосредоточено огромное количество табачных мануфактур, производящих табачные изделия как кустарным, так и промышленным способом. Например, компания, принадлежащая еврею по национальности и названная его именем Leopold Kronenberg, производила 25 % всех сигар и трубочных табаков, потребляемых европейскими странами в 1867 году.
С середины XIX века табачная торговля в Восточной Европе и США принадлежала преимущественно еврейским бизнесменам. В период с сер. XIX – начало ХХ вв. эта отрасль специфической торговли стала практически мононациональной. Во многом этому способствовали экономические предпосылки и общеполитическая ситуация в европейских странах, сознательно ограничивающие в правах граждан еврейской национальности.
Волна еврейской табачной экспансии из Европы сер. XIX – начала ХХ вв. докатилась до Доминиканской республики. В 1846 году, через два года после объявления независимости Доминиканы, на имя Президента Педро Сантаны пришло письмо от доминиканских табачников из долины Сибао. В нем говорилось, что табачные торговцы евреи-сефарды скупают весь урожай табака по необоснованно высоким ценам у местных фермеров и просили защиты Президента от произвола еврейских купцов. В ответ был издан президентский указ, запрещавший покупать табак иностранцам. Однако уже через семь лет несколько евреев-сефардов, принявших гражданство Доминиканы, заняли высокие посты в Правительстве и Конгрессе Доминиканы и даже были назначены послами в другие страны.
После Первой Мировой войны в первой четверти ХХ века все европейские сигареты называли «еврейскими», поскольку владельцами большинства этих производств были еврейские бизнесмены. Но уже в начале 30-х гг. ХХ века еврейские коммерсанты стали продавать свои доли в табачном бизнесе, оставаясь формально лишь в качестве членов совета директоров производств и фирм-ритейлеров. Во многом это было связано с ширящейся в Германии антисемитской риторикой со стороны национал-патриотических сил.
В 1941 году Йохан Ван Леерс, редактор журнала «Nordische Welt» («Северный Мир») на открытие съезда Wissenschaftliches Institut zur Erforschung der Tabakgefahren (Научный институт по изучению опасности табака) заявил, что «еврейский табачный капитализм» несет ответственность за распространение табака в Европе. Он подчеркнул, что первыми торговцами табака в Германии были евреи. Начались массовые аресты и национализация бизнеса евреев.
К началу 1940 года Европу покинуло 3,9 млн. евреев. 72 % эмигрировали в США, 10 % - в Палестину и 18 % - в страны Латинской Америки. Евреи-табакалерос внесли огромный вклад в мировой табачный бизнес. Их стараниями и усердиями США вскоре становятся самой сигарной страной мира. В табачном мире имена этих талантливых представителей еврейского народа составляют золотой фонд:
- Оскар Хаммерштайн – 1863-1883 гг. главный редактор «United States Tobacco Journal», с его легкой руки в США началась эра машинных сигар. Ежедневно крутил 25 сигар для себя. Оставив карьеру журналиста, стал первым продюсером Бродвейских представлений, много работал с известными американскими и европейскими операми.
- Хилель (Генри) Давыдофф – известный производитель трубочного и сигаретного табака в Киеве и Женеве.
- Зино Давыдофф – сын Хилеля Давыдофф, автор «L’Histoire du Havane», 1981; «Le Livre du Connoisseur de Cigare», 1967; владелец бренда «Davidoff», табачный ритейлер, легенда сигарного мира.
- Джон Хантер – британский ритейлер кубинских сигар, компания «Hunters & Frankau» существует по сей день с 1844 года.
- Джордж Самуэль и Франк Варвик – лондонские дистрибьюторы кубинских сигар, названных именем испанского аристократа «RafaelGonzalez»
- Натан Сильверстон – британский дистрибьютор бренда «Saint Luis Rey», владелец компании N.R.Silverstone Cigar Ltd. С 1940 по 1990 год Habanos S.A. делали этот бренд исключительно для компании Натана Сильверстона. С 1993 года «Saint Luis Rey» экспортируют в некоторые страны, однако, на территории Великобритании эксклюзивным поставщиком этого бренда является компания N.R.Silverstone Cigar Ltd.
- Якоб Мордекай – в 1792 году открыл табачный магазин в Нью-Йорке, но знаменит тем, что финансировал Джорджа Вашингтона, за что получил массу наград и преференций в табачном бизнесе. Известен также, как основатель первой в США женской школыWarrenton Female Seminary, сегодня известной как Mordicai’s Female Academy.
- Хайнрих Хиршспрунг – основатель и владелец крупнейшего табачного производства трубочных и сигаретных табаков в Дании с 1826 года.
- Петр Бланк – польский банкир и владелец монопольных прав на продажу табака в Польше при короле Станиславе Августине Понятовском (1764-1795), умер в 1797 году в Варшаве. Нередко давал ссуды Правительству Голландии.
- Роберт Левин – владелец бренда «Ashton»
- Хулиус Цезарь Ньюман – основатель J.C.Newman Cigar Co. В 1980 году компания объединилась с Tabacalera A.Fuente. Компании принадлежат сигарные бренды «Cuesta Rey» и «Diamond Crown».
- Артур Зарецкий – основатель первого в мире табачного интернет-магазина Famous Smoke Shop (1994), сын Розы и Давида Зарецких, эмигрантов из России в Нью-Йорк. Famous Smoke Shop был открыт в 1939 году. Поначалу, магазин находился в средней части Манхэттена и занимал весьма скромную площадь. Но настоящий успех к «Mom’s and Pop’s business» пришёлся после их переезда на West 39th Street. После смерти Давида в 1981 году управление компанией перешло к его сыну Артуру. Его мать Роза продолжала принимать участие в работе компанией вплоть до своей смерти в 1999 году. Сегодня штаб-квартира компании располагается в Истоне (Пенсильвания). Famous Smoke Shop – крупнейший в США и мире сигарный он-лайн магазин.
Удивительно, но факт. Сегодня на Кубе проживает около 1500 евреев. До 1959 года проживало не менее 20 000. После прихода к власти Правительства Фиделя Кубу покинули 90 % кубинских евреев. Большинство кубинских евреев живет в городах. В Гаване существуют три синагоги – одна ортодоксальная и две реформаторские: ашкенази и сефард. На Кубе нет ни одного раввина. На торжественные службы приезжают раввины из Аргентины и Мексики. На Кубе полностью отсутствует понятие – антисемитизм и, похоже, простые кубинцы даже не знают что это. Кубинские евреи не связаны с табаком и сигарами. Они занимаются ремесленными работами. Среди евреев Кубы можно встретить парикмахеров, портных, часовщиков, работников ресторанного и гостиничного бизнеса.
Первые еврейские иммигранты были евреи-сефарды из Турции и Таракии (так называли европейскую часть Турции). Если евреи-ашкенази открывали традиционный бизнес, то сефарды специализировались на грузовых и пассажирских перевозках. Евреи-ашкенази были менее склонны объединяться, у каждой семьи был свой бизнес. А сефарды объединились в сильную диаспору. Уже в 1914 году они открыли первую на Кубе синагогу в Гаване «Шэве Ахим». Синагога выполняла функцию места для встреч, молитв и социальной адаптации новых членов общины. Среди евреев-ашкенази были табачники, которые выпускали сигары и продавали их как на самой Кубе, так в Европе и США.
Самые известные дореволюционные еврейские бренды кубинских сигар:
фирма Oliver y Hno.
бренды - La Cachimba, Oliver
фирма Zamorra y Guerra
бренды – Belanza, Coranto, La Flor de Santa Gertruda, La Loma, La Noble Habana, Landsdown, La Zona, Lions, Saint Luis Rey
Так с легкой руки Луиса де Торреса Европа познакомилась с табаком. А первыми продавцами табака стали евреи. Так и в чем они виноваты? В том, что европейцы сами уступили им этот бизнес, а потом спохватились, поняв, какие выгоды он сулит? Теперь слишком поздно горевать и лить по этому поводу слезы европейским борцам за национальные права. Поэтому не вижу причин для того, чтобы бросить курить сигары, только потому, что некоторые западные умники решили обвинить евреев в том, что это, дескать, они веками травили и травят народ табаком!
А в Венесуэле Колумба не любят по другим причинам и не вспоминают, что он еврей, скорее наоборот, его считают испанцем. Там считают, что Колумб открыл не Америку, а инициировал геноцид коренного индейского населения. Так недавно префект одного из районов столицы Венесуэлы - Каракаса - приказал снести статую Христофору Колумбу. А Президент страны Уго Чавес горячо одобрил это решение чиновника.
Во время телевизионного выступления Уго Чавес заявил, что, достигнув Америки более 5 веков назад, Христофор Колумб положил начало геноциду индейского населения Америки. Лидер Венесуэлы предложил воздвигнуть на месте памятника Колумбу статую, символизирующую коренных жителей континента. Это не первый снос памятника Колумбу в Венесуэле. В 2004 г. группа сторонников Чавеса сломала и увезла в неизвестном направлении бронзовую статую первооткрывателя. Постамент, на котором она находилась, стоит пустым до сих пор.
Во время телевизионного выступления Уго Чавес заявил, что, достигнув Америки более 5 веков назад, Христофор Колумб положил начало геноциду индейского населения Америки. Лидер Венесуэлы предложил воздвигнуть на месте памятника Колумбу статую, символизирующую коренных жителей континента. Это не первый снос памятника Колумбу в Венесуэле. В 2004 г. группа сторонников Чавеса сломала и увезла в неизвестном направлении бронзовую статую первооткрывателя. Постамент, на котором она находилась, стоит пустым до сих пор.
На разных континентах - разные взгляды, но евреи всегда в теме. Не находите? И табак здесь не при чем.
Дмитрий Друца cigarros.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий